Как освещать предметы искусства

Речь, конечно, не идет о музеях, там все сложно, и без дизайнеров по свету не обойтись. А вот что делать нам, простым людям, которым нравится украшать дом картинами, вышивками, статуэтками и прочими предметами интерьерного декора? Как правильно расставить световые акценты, чтобы украшение действительно украшало, а не выглядело плоско и дешево? Рассказываем в нашей новой статье.

А нужен ли свет?

Прежде чем бежать за лампой для подсветки, подумайте, а нужно ли это делать. Если декор банально служит заполнением пространства – точно нет, но если само пространство корректируется под конкретный предмет искусства, тогда действительно есть смысл выделить этот элемент светом. Главное – не переборщить с украшением интерьера и не превратить квартиру в подобие музея 😀.

Освещение может как подчеркнуть детали и текстуру произведения искусства, создав уникальную атмосферу и эмоциональное воздействие на человека, так и превратить его в невыразительное нечто. Помимо этого, свет способен разрушить большинство материалов и создать ненужные блики. Не только солнечный, но и те же галогеновых ламп. Избежать и того и другого помогут светодиоды, фильтры и определенный угол наклона источника света.

Пример освещения интерьера с красивой картиной: обилие естественного света и светильник с филаментной лампой

Правила размещения света

Свет должен равномерно распределяться по всему предмету искусства. Оптимальный размер светильника для подсветки картины – две трети ширины рамы. Некоторые произведения требуют специфического освещения. Например, картины с маслом на холсте лучше подсвечивать светом снизу, чтобы избежать бликов на поверхности.

Для предотвращения бликования застекленных элементов декора источник необходимо размещать снизу, под углом 30° к освещаемой поверхности. Галогенные лампы используют только в тандеме со специальными фильтрами, препятствующими нагреванию и выгоранию полотна.

Скульптуру освещают с двух, а в идеале – с трех сторон, причем источники света должны отличаться яркостью, чтобы не сделать ее плоской и сохранить игру света и тени. Место размещения декора лучше планировать еще на стадии ремонта, чтобы избежать лишних проблем с проводкой.

Пример правильного освещения интерьера с большим количеством предметов искусства

Параметры света

Важный пункт, поскольку восприятие предметов искусства зависит не только от размещения подсветки, но и от качества света. Чтобы сделать правильный выбор, обратите внимание на следующие показатели:

  • Цветопередача должна стремиться к 100 Ra, то есть к показателю естественного света. От этого зависит, насколько цвета будут верно передаваться. Лампы с RA меньше 90 даже не стоит рассматривать;
  • Температура цвета не столь принципиальна, но должна гармонировать с общим освещением в комнате. Нейтральный белый – лучший вариант, если вписывается в концепцию остального света в помещении;
  • Мощность: чтобы выделить картину, нужно подсветить ее примерно в пять раз ярче фона;
  • Угол рассеивания немаловажен: для подсветки крупных полотен выбирайте лампы с шириной луча 40–50 градусов, небольшим картинам предпочтительнее узкий угол на 10–20 градусов. Кстати, важный момент: при равных характеристиках ламп, светильники с более узким углом свечения дают более сильный световой поток и создают видимо большую освещенность.

А что по форме?

Здесь нет никаких ограничений. Это могут быть трековые системы, потолочные или настенные споты, прожекторы и так далее. Зависит от ваших возможностей, предмета искусства и того эффекта, которого хотите добиться. Главное, чтобы источник света можно было поворачивать и наклонять в целях достижения наилучшего освещения. Хотя вариант настенных линейных бра направленного света для картин и зеркал смотрится очень стильно.

Интересный эффект дают светильники-фреймеры. Они «вырезают» из луча света необходимую фигуру под формат картины, что создает некий ореол загадочности.

Для создания идеальной подсветки можно использовать «треки» Gauss, а филаментные лампы могут стать отдельным предметов интерьера

Подведем итог

  • Располагайте произведения искусства так, чтобы на них не попадали прямые солнечные лучи.
  • Не размещайте светильник впритык к холстам: рекомендуемое расстояние 25–50 см для светодиодных ламп. Угол наклона для предотвращения бликования стекла – 30॰.
  • Показатель цветопередачи не менее 90 Ra.
  • Подсветка должна гармонировать с общим освещением.
  • Отдайте предпочтение подвижной лампе, чтобы иметь возможность скорректировать направление светового луча.
  • Картины лучше освещать сверху вниз, за исключением масляной живописи.

Помните, что освещение является не только функциональным элементом, но и частью декора. Используйте светильники, которые раскроют и подчеркнут красоту произведения искусства, сделав его центром внимания. Не бойтесь экспериментировать: декор должен транслировать ваши чувства и гармонировать с вашим настроением.